inkerin-
suomalaisten etujärjestö

Inkerin Liitto

общество
ингерманландских
финнов

 

Tutustu Inkeriin


 

Perustiedot
Paikallisjarjestöt
Ilmoitukset

merkki

Kartta
Historia
Symbolit

2010

suomeksi

Pietarin Inkerin Liitto, www.inkeri.spb.ru

Dm.Guitor© 2004

24.09.03 lähtien:

Design: Dm.Guitor©2004

"Inkerin Liitto" Inkerinsuomalaisten yhdistys

FI

Краткая летопись ингерманландской истории


ок. 7000 до н.э. Люди заселяют территорию Ингреманландии
ок. 3000 до н.э. Находки т.н. ямочно-гребенчатой керамики доказывают, что на территории Ингерманландии уже жили древние финно-угорские племена.
ок. 500 до н.э. Жители Ингерманландии начали использовать железо.
859 Русская летопись впервые, в связи с основанием Новгорода, упоминает «чудь».
XI в. Славянские племена распространяются на плодородные земли Ижорского плато.
1019 Киевский князь Ярослав женится на шведской принцессе Ингегерд и дарит ей в качестве свадебного подарка город Ладогу с окрестными землями. Согласно легенде, топоним «Ингерманландия» происходит от имени принцессы Ингегерд.
1069 Русская летопись впервые упоминает водь.
Конец XII в. В послании Папы ижора упомянута впервые, в русской летописи они впервые упоминаются в 1228 году.
Начало XII в. Новгородцы обращают живших в Ингерманландии вожан и ижор в христианство, в его православной форме.
1240 Войско новгородского князя Александра победило шведских крестоносцев, о приближении которых в Новгород сообщил «ижорский староста Пелгусий», в устье Ижоры. Власть Новгорода в Ингерманландии укрепляется.
1280 Новгородцы основывают первую каменную крепость в Ингерманландии - крепость Копорье. Походы шведов на восток продолжаются, в 1293 на северо-востоке Карельского перешейка они основывают Выворг, тогда как новгордцы, тожк практиковавшие набеги на Финляндию, закладывают в 1295 на северо-востоке перешейка крепость Корелу.
1300 Шведы нападают на устье Невы и основывают месте впадения в неё р. Охты крепость Ландскрона, которою новгородцы сжигают на следующий год.
1323 В только что основанной крепости Орешек между Швецией и Новгородом заключается «вечный мир». Согласно ему, граница прошла по реке Сестре и разделила перешеек надвое, на восточную и западную части. Ингерманландия осталась во владении Новгорода.
1478 Новгородские Земли присоединяются к Московскому княжеству в результате военного похода великого князя Ивана III. Численность русских в Ингерманландии начинает расти.
1500 Согласно «окладным книгам», в Ингерманландии жило 67 тысяч человек, ижор, карел, русских, вожан. В стране было 4 города: Копорье, Орешек, Ям и Ивангород.
1555-1557 Военные действия на Карельском перешейке из-за разногласий между Россией и Швецией по пограничным вопросам. Деревни Северной Ингерманландии пожжены.
1570 Провозгласивший себя царём Иван IV (Иван Грозный) захватывает Новгород, в лояльности которого он сомневался. Опричное войско жгёт ингерманландские деревни. В добавлении к этому, Ингерманландия становится ареной сражений Ливонской войны. Население снова страдает.
1583 По Плюсскому мирному договору, захваченные в 1581 г. Ивангород, Ям и Копорье переходят к Швеции. Начало миграции крестьян-лютеран из Финляндии в Ингерманландию.
1595 Вновь вспыхнувшая война заканчивается Тявзинским миром, согласно которому Ингерманландия возвращается под власть России.
1609 В т.н. смутное время Швеция вмешивается в российские внутренние дела. Войска Якоба Делагарди захватывают Новгород.
1611 Постоянный Лемболовский приход основывается первым в Северной Ингерманландии. Начинается история Церкви Ингрии. В тот же год основывается крепость Ниеншанц (Нюэн - швед., Неванлинна - фин.).
1617 Затяжная, серьёзно разрушившая Ингерманландию, война заканчивается Столбовским миром, согласно которому Ингерманландию присоединяют к Шведскому королевству. Миграция финнов из Саво и Карелии возрастает, тогда как местные православные, в т.ч. карелы, бегут на Русь.
1642 Административный центр Ингерманландии переносится из Нарвы в Ниеншанц.
1656-1658 Война за обладание Ингерманландией между Финляндией и Швецией, православные массово бегут в Россию. На их место приходят переселенцы из Финляндии, которые частично ассимилируют местное финноязычное православное население. Мигрантов влекут свободные земельные угодья и освобождение от рекрутского набора, всего в XVII в. из Финляндии в Ингерманландию переселилось ок. 20 000 человек.
1681-1689 Суперинтендантом лютеранской консистории в Ингерманландии был Йоханнес Гезелиус младший. Его усилиями православных ижор и карел обращали в лютеранство, положение лютеранской церкви упрочилось, а православие притеснялось. В конце века 75% жителей Ингерманландии были финнами-лютеранами.
1700 Русский царь Пётр I начинает новую войну, стремясь поучить «окно в Европу». В 1702 г. его войска берут штурмом Нотебург (Орешек) и в 1703 г. - Ниеншанц.
1703 Захватив устье Невы, Пётр I основывает здесь г. Петербург, который станет новой столицей России. На строительство города людей сгоняют со всей России, по мере роста города, меняется национальный состав населения Ингерманландии.
1721 Ништадский мир завершает Северную войну, по его условиям, Ингерманландия возвращается России. С этого времени национальное развитие ингерманландских финнов идёт под властью России, что при царизме означало, среди прочего, крепостную зависимость крестьян.
1795 На средства великого князя Павла Петровича в Колпанах близ Гатчины открывается первая начальная школа с финским языком преподавания.
1809 Финляндия присоединяется к Российской Империи как автономное Великое княжество. Начинают укрепляться связи ингерманландских финнов с праотеческим этносом.
1820-1830 Лютеранским епископом в Петербурге служит Сакари Сюгнеус младший, его стараниями положение ингерманландско-финских приходов в Ингерманландии стабилизируется.
1833 Вышедшее на немецком языке исследование финского этнографа Анти Юхана Шёгрена «открыло» просвещённому миру финнов Петербургской губернии.
1847 Д.Э.Д.Эуропеус первым начинает собирать финские народную поэзию в Ингерманландии. Усилиями многих финских собирателей фольклора записанные в Ингерманландии образцы поэзии составили 9 из 33 томов «Древней поэзии финского народа». Из многочисленных рунопевцев Ингерманландии наиболее знаменита Ларин Параске.
1863 В Колпанах основывают финскую учительскую семинарию, которая до 1938 г. продолжала готовить «просветителей народа».
1870 В Петербурге выходит «Пиетарин Саномат», первая газета на финском языке за пределами Финляндии.
1888 Моозес Путро пишет слова и музыку ”Nouse Inkerin”, которая позднее, с добавлением написанного Пааво Ряйккёненом второго куплета, становится гимном ингерманландских финнов. В это время в Ингерманландии на финском языке работают уже 38 школ.
1899 В Пудости Скворицкого прихода по инициативе М.Путро организуется первый ингерманландский летний праздник. До 1918 г. провели семь масштабных летних праздников.
1908 В Петербурге начинает систематически выходить социал-демократическая газета ”Neva”, с ней соперничала консервативная ”Inkeri”.
1913 В Ингерманландии было 229 финноязычные школы, в которых училось 8 000 учащихся.
1917 Дважды под председательством Каапре Тюнни собирается представительный съезд ингерманландских финнов, он выдвигает своей целью достижения национально-культурной автономии.
1918 Большевики закрывают ”Неву” и ”Инкери”, прибывшие из Финляндии «красные финны» начинают издавать коммунистические газеты ”Вапаус” и ”Кумоус”.
1918 Церковь Ингрии обретает независимость, главой консистории в 1924-37 гг. был Селим Ялмари Лауриккала. В 1920-х годах Церковь объединяла 34 прихода.
1918 Восстания ингерманландских крестьянам против большевиков в разных частях Ингерманландии. Несколько тысяч ингерманландцев, спасаясь от большевизма, бегут в Финляндию.
1919 В Финляндии основывается Временный комитет по Ингерманландии. Ингерманландские добровольческие части в рядах белых участвуют в военных действиях в Западной Ингерманландии.
1919-20 Северо-Ингерманландский полк под командованием Юрьё Эльфвенгрена удерживает небольшой участок территории Северной Ингерманландии у деревни Кирьясало.
1920 В Тарту между Россией и Финляндией заключается мирный договор. Делегация Российской Федерации подписывает особое заявление, в котором гарантирует права ингерманландских финнов в Петроградской губернии.
1926 Начинается реформа административного устройства, основываются в т.ч. финские «национальные сельсоветы», а также Куйвазовский (позднее - Токсовский) национальный район. В 1920-е годы в Ингерманландии действовало почти 300 учебных заведений с финским языком преподавания, выходило более десятка газет, работал финский педагогический техникум, финноязычные Дом просвещения, театр, издательство «Кирья» и т.п. Во многих из них руководящие должности занимали «красные финны». Численность ингерманландских финнов достигает максимума, 160 тысяч человек.
1930-31 Насильственная коллективизация сельского хозяйства в Ингерманландии, 18 тысяч объявленных кулаками финских крестьян выселяют в Хибины и другие северные районы России, сотни бегут в Финляндию. Финляндия предъявляет правительству СССР официальную ноту, защищая ингерманландское население Ленинградской области.
1934 В Финляндии ингерманландские финны основывают Объединение ингерманладцев (Inkerilaisten yhdistys), позднее переименованное в Ингерманландский Союз Финляндии (Suomen Inkeri-liitto).
1935 «Пограничную полосу» на Карельском перешейке начали очищать от финнов. 27 тысяч ингерманландских финнов в 1935-36 гг. выслали в Южный Казахстан и Среднюю Азию. 4 ингерманландских прихода - Miikkulainen (Никулясы), Vuole (Вуолы), Lempaala (Лемболово) и Valkeasaari (Белоостров) - уничтожили полностью.
1937-38 Все финноязычные учреждения, как то школы, церкви, газеты и т.п. в Ингерманландии закрывают. Ингерманландско-финская интеллигенция уничтожается (ссылается или расстреливается) полностью. В кровавых чистках гибнут тысячи простых ингерманландцев.
1939 Готовя агрессию против Финляндии, СССР ставит военнообязанных ингерманландских финнов под знамёна куусиненовской «народной армии».
1941-42 С фронтов начавшейся войны из Красной Армии ингерманландских финнов переводят в «трудармию», находившуюся в введении ГУЛАГа.
1942 Около 27 тысяч ингерманландских финнов из кольца блокады Ленинграда ссылают в Сибирь.
1943-44 63 тысячи ингерманландских финнов с оккупированной территории Ингерманландии эвакуируется через Эстонию в Финляндию по решению финских и немецких военных властей. Фактически в Ингерманландии не остаётся финнов.
1945 58 тысяч возвращавшихся из Финляндии в Советский Союз по условиям перемирия 1944 г. ингерманландских финнов расселяют в Центральной России. Ок. 5 тысяч ингерманландцев в 1944-48 гг. бегут из Финляндии в Швецию.
1947 Специальным постановлением Совета Министров СССР ингерманландским финнам запрещено проживание в Ленинграде и Ленинградской области. Позднее тысячи ингерманландцев вербуются на тяжёлые работы в Карелию и Эстонию.
1948 Ингерманландцы организуют первый летний праздник в Швеции. Швеция превращается в главный центр национального движения ингерманландских финнов. Духовным пастырем ингерманландцев Швеции работает С.Я.Лауриккала.
1954 После смерти Сталина начинается возвращение ингерманландских финнов в Ингерманландию, всего на родину вернулось ок. 30 тысяч ингерманландских финнов.
1956 В Финляндии Объединение ингерманландцев организует первый летний праздник в послевоенное время. В Швеции основывается Центральный союз ингерманландских финнов (нынешний Ингерманландский Союз Швеции).
1970 Первая финская лютеранская община регистрируется и начинает свою деятельность в Петрозаводске.
1974 В Петрозаводске под редакцией Эйно Киуру на русском языке выходит книга «Народные песни Ингерманландии». Слово «Ингерманландия» впервые прорывается через советскую цензуру.
1976 Первая финская лютеранская община регистрируется в Ингерманландии в г.Пушкине.
1987 В Петрозаводске выходит посвящённый истории Ингерманландии номер журнала «Пуналиппу», впервые после 50-летнего перерыва ингерманландские финны могут прочитать правду о своей истории.
1988 В Ингерманландии основывается «Инкерин Лиитто», по его инициативе начинается преподавание финского языка детям-ингерманландцам в Колтушской школе. Центр борьбы за будущее ингерманландских финнов снова перемещается в Ингерманландию.
1988 В Эстонии зарождается Союз ингерманландских финнов Эстонии.
1989 На Иванов день «Инкерин Лиитто» организует в Колтушах первый финский летний праздник в послевоенной истории Ингерманландии. С того времени эти праздники проводятся ежегодно.
1989 В Карелии основывают Ингерманландский союз финнов Карелии. В тот же год 5 ингерманландских союзов из разных стран проводят в Таллинне первую конференцию по сотрудничеству.
1990 По инициативе президента Мауно Койвисто, Финляндия предоставляет ингерманландским финнам право на репатриацию. За пятнадцать лет с территории бывшего СССР в Финляндию на постоянное место жительства переехало около 20 тысяч ингерманландских финнов.
1990-92 Самые оживлённые годы возрождения финских лютеранских приходов в Ингерманландии. В 1991 после капитального ремонта заново освящается Губаницкая церковь, а в 1992 в Колтушах возводится первая на постсоветском пространстве новопостроенная финская лютеранская церковь. 1.01.1992 Церковь Ингрии становится самостоятельной, выйдя ис состава Евангелически-лютеранской Церкви Эстонии. Душой церковного возрождения был пастор Арво Сурво.
1992-98 В рамках профинансированного Финляндским государством проекта в сотрудничестве финских министерств, местных органов соцзащиты населения, «Инкерин Лиитто» и Церкви Ингрии в Ингерманландии создаётся сеть домов по уходу ха престарелыми. На средства проекта аналогичные учреждения были построены также в Эстонии и Карелии.
1993 Верховный Совет Российской Федерации принимает Постановление «О реабилитации российских финнов».
1995 В Колтушах открывается Учебный центр Церкви Ингрии (нынешний Теологический институт им. С.Я.Лауриккалы).
1996 В сан епископа Церкви Ингрии рукоположен ингерманландский финн Ааррэ Кугаппи, Церковь объединяла тогда 40 приходов, в т.ч. 15 финноязычных приходов в Ингерманландии.
1998 В Хельсинки все, действующие за пределами Финляндии ингерманландские союзы, приняли участие в первой пленарной сессии Парламента зарубежных финнов; Владимир Кокко был избран его вице-спикером.
2000 В Гатчине был основан финский многофункциональный центр, а в Петербурге - Центр трудоустройства «Инкерин Лиитто».
2002 После капитального ремонта вновь открылась Церковь Св. Марии в Петербурге. В праздничном открытии участвовали президент Тарья Халонен и губернатор Петербурга Владимир Яковлев, мать которого ингерманландская финка. Храм Св. Марии становится кафедральным собором Церкви Ингрии, объединявшей тогда свыше 70 приходов в разных регионах России.